Шукшинский кинофестиваль. Далеко не праздная, не развлекательная встреча кино со зрителем. Это серьезный диалог об актуальных проблемах нашего времени. В основе глубинные, требующие ответа вопросы «Кто я в этом мире?» и «В чем истинный смысл жизни»? Размышлять на эти темы может только автор, который осознает высшее предназначение киноискусства – преобразовывать человеческую душу через добро, красоту и любовь. Очень высокая планка задана кинематографистам. Поэтому звучат камертоном для участников конкурсной программы слова Василия Шукшина «Нравственность есть правда», вынесенные в девиз фестиваля.
Более 50 фильмов в конкурсе игровых короткометражных фильмов, не только российских. Есть фильмы из Прибалтики, Белоруссии, Казахстана, Украины, Испании. Чуть ли не половина работ уже отмечена призами и дипломами различных кинофестивалей. Сильнейший конкурс. Для многих других фильмов показ на фестивале будет означать и мировую премьеру одновременно.
Большую часть программы составили фильмы выпускников и студентов Всероссийского государственного института кинематографии им. С. Герасимова: мастерская Прошкина А.А. («Доктор», автор Анна Гороян, «Инопланетянчик» Кирилла Ненашева); мастерская Е.Г. Яременко и О.В. Добрынина («Бритва», режиссер Алексей Беляков).
Достойные работы представлены выпускниками Высших курсов сценаристов и режиссеров:
мастерская Владимира Хотиненко(«Живи», режиссер Елена Пискарева, «Колокол и флейта», автор Дмитрий Майоров);
мастерская А.Н. Герасимова и А.М. Добровольского(«Традиция», автор Дмитрий Голубев);
мастерская И.М. Квирикадзе и А.М Добровольского(«Невыученный урок», автор Ника Ведмицкая);
мастерская О.В. Дормана и Л.В. Голубкиной(«Трамвай до парка аттракционов», автор Анастасия Герасюк);
мастерская Александра Митты («Грустное лицо», режиссер Роман Кириченко, «Сквозь пальцы», режиссер Юрий Морозов).
Открыто, по-граждански честно, при этом с ирониейосмысливается природа взаимоотношений в системе координат «человек и закон» режиссером Н.В. Котяш в фильме «Каждый первый», компания-производитель Санкт-Петербургский государственный университет, мастерская режиссуры игрового кино Игоря Масленникова.
Тема войны прозвучала не только буквально (фильм «Инсигнемортем», режиссер АсельОрынтаева), но и как долгое эхо трагических событий, звучащее в контексте современных гражданских конфликтов («Невыученный урок» Ники Ведмицкой).
Жесткой рефлексией на психоэмоциональную турбулентность нашего времени можно назвать фильмы «Он был его другом» Евгения Пузыревского и «Одной крови» Митрия Семенова-Алейникова.
Альтернативный, мистический взгляд на привычные причинно-следственные связи дают нам режиссеры Татьяна Перцева («Бубен Верхнего мира»), Артем Гапоненко («Книга про Бога»), Анастасия Полухина («Железная старуха»).
По-прежнему, формат короткого метра предоставляет широкое поле возможностей для творческого эксперимента («Алиса в стране», режиссер ЗакаАбдрахманова, «Ни слова о твоей матери» Дарьи Разумниковой).
Образы «шукшинских чудиков» убедительно воссозданы в фильме «Электричество» режиссером Вениамином Трониным из города Глазов (Удмуртия), выпускником Высших курсов сценаристов и режиссеров, мастерская Владимира Хотиненко, Павла Финна, ВладимираФенченко.
Нет сомнения, что многие режиссеры, сегодня талантливо заявляющие о себе в формате короткометражного кино, уже завтра успешно перейдут в индустрию большого кино и полного метра. Тем интереснее наблюдать в конкурсной программе фестиваля тенденции, заданные участниками: бескомпромиссность, честность, следование лучшим традициям мирового кинематографа.
Что объединяет все фильмы, присланные на XVIIIШукшинский фестиваль? Они не оставляют зрителя равнодушным. Сопереживание героям фильма – это главное авторское и зрительское достояние для кинематографического произведения. Убедительно и достоверно авторами осмыслены социальные проблемы жизни общества и отдельного человека.
ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!
Жюри конкурсной программы
короткометражных фильмов
XVIIIШукшинского кинофестиваля